В современных реалиях МТК «Север-Юг» является одной из ключевых внешнеторговых артерий России для выхода на глобальные рынки. Воротами к российской части Каспия становится Астраханская область, где расположены морские порты и активно выстраиваются торговые отношения с соседями.
О развитии транспортного коридора, сотрудничестве с Прикаспийскими странами и росте грузооборота портов Астрахань и Оля, корреспондент ИАА «ПортНьюс» поговорил с министром промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Ильей Волынским.
— Илья Александрович, в связи с развитием МТК «Север-Юг» Астраханская область является сегодня стратегически важным регионом для российской экономики. Расскажите, пожалуйста, как организовано взаимодействие с прикаспийскими странами?
— Действительно, транзитный потенциал МТК «Север-Юг» становится все более востребованным, и в этом ключе Астраханская область — крупнейший центр международных экономических связей России на Каспии.
На сегодняшний день ведущими партнерами в сфере внешней торговли являются Иран, Азербайджан и Туркменистан. В Астрахани открыты Торговый дом Ирана и Азербайджанский деловой центр, работает филиал иранского банка. Инвестором из Азербайджанской Республики создан логистический хаб, через который осуществляется поставка товаров из Ирана, Азербайджана и других стран. Ведутся переговоры с Республикой Туркменистан по открытию в портовой особой экономической зоне логистического центра.
Вне всяких сомнений развитию экономических отношений способствует подписанная губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным и президентом фонда Исламской Революции «Мостазафан» Парвизом Фаттахом пятилетняя программа сотрудничества. В рамках документа предусмотрены различные мероприятия, в том числе в части использования транзитных мощностей Астраханской области для перевозки продукции фонда «Мостазафан», использования территории портовой зоны для создания логистического центра фонда.
Учитывая, что долгое время маршрут МТК «Север-Юг», что называется, «простаивал», все еще сохраняется необходимость в привлечении новых участников. С целью демонстрации потенциала данного коридора Астраханская область из года в год становится местом встреч представителей транспортно-логистической отрасли. Так, в 2023 году впервые в Астрахани прошел масштабный международный форум по тематике коридора «Север-Юг», участниками которого стали экспортно-импортные компании, производители оборудования и продуктов питания, представители банковской сферы и т.д.
Конечно, нам совместно с государствами-партнерами еще предстоит большая работа по улучшению транспортно-логистической архитектуры Каспийского региона. Но уже сейчас наш регион готов принять дополнительные объемы грузов, тяготеющих к странам Юго-Восточной и Центральной Азии с других направлений и обеспечить их транспортировку по коридору «Север-Юг».
— В вашем регионе расположены два морских порта — Астрахань и Оля. Как в целом оцениваете их развитие в 2023 году?
— По результатам 2023 года могу сказать, что портовый комплекс отработал эффективно, отмечается значительный прирост перевалки и в целом положительная динамика в работе грузовых терминалов. За январь–декабрь объем перевалки составил более 4,3 млн тонн, что на 46% выше показателей аналогичного периода 2022 года. Таких показателей не фиксировалось 10 лет.
Результата удалось достичь благодаря активизации перевозок по транскаспийскому участку МТК «Север-Юг» и масштабным дноуглубительным работам на ВКМСК.
Ключевым звеном в российской части коридора должен стать созданный в Астраханской области Каспийский кластер. Он объединил в себе особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленного типа «Лотос» и портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ). На территории портовой зоны сейчас идет строительство современных терминалов для обработки зерна, растительного масла и крупного контейнерного терминала. Его запуск в 2024 году позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год.
ㅤ
Грузооборот морских портов Астраханской области по итогам 2023 года вырос на 46%
ㅤ
Операторы грузовых терминалов в свою очередь проводят работу по обновлению материально-технической базы, расширению площадей с привлечением внебюджетных инвестиций. Значительные средства в развитие портовой инфраструктуры региона инвестирует иранская компания IRISL. Предприятием профинансирована модернизация ПАО «Астраханский порт». Приобретен портальный и автомобильный краны, специализированный автотранспорт, построены склады и осуществлен ремонт причала, подъездных железнодорожных и подкрановых путей, портальных кранов и тепловоза. Кроме того, ПАО «Астраханский порт» заключен контракт с астраханским судостроительным заводом «Лотос» на достройку сухогрузного судна проекта RSD49 на сумму более 1 млрд рублей. Завершение строительства судна планируется в марте 2024 года.
В Лиманском районе морской торговый порт Оля также ведет планомерную работу по наращиванию мощностей. Модернизирован зерновой терминал. Мощность единовременного хранения зерновых превысила 100 тыс. тонн.
Отмечу, что важным событием 2023 года стало включение правительством России в границы порта Астрахань грузового терминала, специализирующегося на перевалке зерна.
— А можете охарактеризовать, как в прошлом году изменился экспорт и импорт грузов через порты Астраханской области?
— Зерно по-прежнему составляет основу грузооборота морских портов региона, показатели по его перевалке выросли более чем в 2 раза и составили свыше 2 млн тонн.
Номенклатура грузов сформирована из пиломатериалов, продуктов, химических изделий и удобрений, цемента, полипропилена, оборудования, автомашин. Сохраняется уверенный рост по перевалке пищевых продуктов, большую часть которых составляет растительное масло. Годовая информация по номенклатуре грузов еще анализируется, поэтому пока отмечу информацию за 11 месяцев: на 43% увеличилась перевалка оборудования, на 20% — полипропилена, в 2 раза — цемента.
Перевалка импортных грузов по оперативной информации за год выросла на 34%, а экспортных грузов — на 52%. Это в сравнении с аналогичным периодом 2022-го.
— Торговлю с какими странами можно назвать уже традиционной для вашего региона? И какие направления только начинают развиваться?
— Портовый комплекс Астраханской области имеет стабильный внешнеторговый оборот с Ираном. Около 90% всех грузов следуют в иранском направлении. Развивается транзит грузов по коридору «Север-Юг» через Иран в страны Персидского залива и Южную Азию. Через астраханский воднотранспортный узел следуют грузы до Азербайджана, Грузии, Индии, Китая, ОАЭ, Тайланда, Турции, Узбекистана и других стран.
Новым направлением для нас является обеспечение стыковки коридора с африканским континентом. Регион готов предложить содействие в части перевозки грузов из крупнейших портов Африки до южных портов Ирана Бендер-Аббас и Чабахар и далее через территорию Ирана и Каспийское море в порты Астраханской области для дальнейшей транспортировки по территории России и в обратном направлении. Такое сотрудничество создаст предпосылки для успешного социально-экономического развития участников МТК «Север-Юг», позволит производителям выйти на новые рынки сбыта за счет удобной логистики.
— А есть ли среди соседних стран те, что заинтересованы в строительстве судов в России?
— Тут стоит сказать, что нашими судостроителями ранее уже был построен целый ряд плавучих объектов для обустройства месторождений Казахстана и Туркменистана. В последние годы объем взаимодействия сократился в связи с наращиванием прикаспийскими государствами собственных производственных мощностей. Тем не менее сотрудничество продолжается. Так, компанией «Стройлидерплюс» в 2021-2022 годах осуществлено строительство многочерпакового земснаряда и двух барж для Казахстана. В настоящее время компания строит для партнеров из этой же страны земснаряд и буксир.
— Продолжим тему судостроения. Расскажите, как в целом развивается данная отрасль в регионе?
— В 2023 году в судостроительной отрасли Астраханской области состоялся ряд важных событий. Так, в мае на заводе «Лотос» началась реализация проекта по строительству серии из четырех судов-контейнеровозов проекта 00108, адаптированных под условия Каспийского моря. Строительство именно серии важно как для загрузки мощностей, так и для создания условий для развития грузоперевозок по коридору «Север-Юг».
В День кораблестроителя состоялось еще одно важное событие — был спущен на воду второй земснаряд серии из четырех судов проекта 93.159, строящихся для Росморречфлота. 18 августа на торжественном мероприятии с участием губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина был подписан акт приема-передачи первого земснаряда данной серии. Очень важно, что земснаряд остается в нашем регионе и будет работать на Волго-Каспийском морском судоходном канале. В конце июня прошлого года заключен контракт на строительство еще шести судов данного проекта. Компанией «Стройлидерплюс» в октябре 2023 года также спущен на воду земснаряд для нужд Росморпорта.
На АСПО в сентябре спущен на воду второй танкер-химовоз проекта 00216. Первое судно данного проекта передано заказчику в июле. А в конце года на этом же предприятии началось строительство плавучего дока проекта 24012 по заказу «Северной верфи».
ㅤ
Основные судостроительные заводы Астраханской области загружены практически на два года вперед
ㅤ
Добавлю еще, что завершается строительство круизного лайнера проекта PV-300VD. После проведения ходовых испытаний планируется ввод судна в эксплуатацию к следующему туристическому сезону. Также крупнейшим проектом, в котором участвуют наши судостроители, является строительство объектов месторождения «Каменномысское-море» для компании Газпром. В его реализации задействованы крупные судостроительные площадки региона — ЮЦСС и «Марис». В целом можно сказать, что наши основные заводы практически полностью загружены на ближайшие два года.
— Есть ли необходимость в модернизации судостроительных предприятий?
— Для успешной реализации масштабных проектов, реализуемых нашими верфями, модернизация крайне необходима. Южным центром судостроения и судоремонта разработана программа организационного и технического развития. Основная цель — создание распределенной верфи с локализацией отдельных видов производств по площадкам, расположенным в Астраханской области. Мы находимся в постоянном взаимодействии с ОСК по вопросу финансирования мероприятий данной программы. Со своей стороны мы также участвуем в поддержке наших заводов. Так, Фондом развития промышленности Астраханской области предоставлены ЮЦСС два займа на приобретение оборудования — сварочного, измерительного оборудование, а также для резки металла.
Кроме того, фондом выдан заем в целях приобретения сырья и материалов для выполнения заказов Ахтубинскому судостроительно-судоремонтному заводу.
— Насколько я понимаю, в связи с ростом заказов производственные площадки ЮЦСС сейчас испытывает большую потребность в кадрах. Помогает ли правительство области как-то в решении данного вопроса?
— Действительно проблема нехватки кадров стоит остро перед нашими крупными предприятиями. Сейчас они осваивают строительство новых типов судов, что требует привлечения высококвалифицированного персонала. В судостроении в настоящее время наиболее востребованными являются такие специалисты, как сборщик корпусов металлических судов, слесарь-монтажник, трубопроводчик судовой, электросварщик (ручной и полуавтоматической сварки).
Наши судостроители востребованы и на Севере, и на Дальнем Востоке, а с учетом более конкурентных условий работы в других регионах наблюдается отток персонала. Для обеспечения промышленных предприятий в будущем кадрами необходимо заинтересовать молодежь, не только рассказать, но и показать производственный процесс. Наши заводы активно участвуют в профориентационных мероприятиях: «Неделя без турникетов», «Пропуск в профессию», «Билет в будущее».
Кроме того, при поддержке ЮЦСС в школах появляются инженерные классы судостроительного профиля. Проект реализуется с целью формирования единой системы развития кадрового потенциала для судостроительной отрасли. В четырех школах региона открыто семь инженерных судостроительных классов, где совместно с Астраханским государственным техническим университетом реализуются программы «Компьютерное моделирование и проектирование», «Морская робототехника и судомоделизм», «Технологическое предпринимательство», «Введение в инженерное дело», «Конструирование и моделирование», «Теория решения изобретательских задач».
— Ощутила ли Астраханская область уже эффект от масштабных дноуглубительных работ, проводимых в 2023 году на Волго-Каспийском морском судоходном канале?
— На протяжении длительного времени мы системно наращиваем логистические возможности Астраханской области. Проблемным вопросом оставалась пропускная способность Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), которая перестала соответствовать современным параметрам грузоперевозок.
ㅤ
Объем дноуглубительных работ на ВКМСК в 2023 году составил 10,2 млн куб. м
ㅤ
Но благодаря поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина в 2022 году на канале начались масштабные дноуглубительные работы. Они проводились в два этапа. В 2022-м дноуглубление было выполненов объеме 5 млн куб. м для обеспечения бесперебойного прохода судов с осадкой 4,2 метра. Для работ Росморпортом было привлечено 12 земснарядов, в том числе 5 земснарядов подрядных организаций.
В 2023 году выполненный объем ремонтных дноуглубительных работ на ВКСМК составил 10,2 млн куб. м (вместо запланированных 9,2 млн куб. м). Работы проводились с привлечением уже 18 земснарядов. По итогам удалось обеспечить безопасное движение судов с осадкой до 4,5 м, что позволяет судам выполнять рейсы с максимальной загрузкой. Мы уже видим положительный эффект от работы, которая была проведена в канале. Как я ранее уже отметил, по сравнению с 2022 годом был отмечен заметный рост грузооборота через порты Астрахань и Оля.
В свою очередь рост транзита, помимо чисто коммерческих выгод, позволит создать новые рабочие места в регионе, повысить доходы бюджета разных уровней и привлечь дополнительные заказы судостроительным и судоремонтным предприятиям.
В статье использованы фотографии ИАА «ПортНьюс» и Министерства промышленности, торговли и энергетики Астраханской области